21 мая 2018 г.

Иоганн Себастьян Бах, ЗЗЗ

Ложится грусть на клавиши органа,
А сердца стук пронзает тишину...
Священный звук из фуги Иоганна
Минуя слух, стремится в глубину.
Бесценный дар святого Себастьяна
Укажет путь... для сердца и ума...
Излечит страх... он исцелит все раны...
Л. Макитрюк

В этом году весь музыкальный мир отмечает очередную, 333-ю годовщину со дня рождения (1685-1750) великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Преподаватели и студенты Миасского государственного колледжа искусства и культуры сочли невозможным игнорирование такого удивительного юбилея, и 18 мая в Большом зале состоялось приобщение к этому знаменательному событию.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. За свои шестьдесят пять лет он смог написать около 1000 произведений (заметим, что без помощи каких-либо технических средств!). Такое количество музыкальных произведений не написано ни одним композитором в истории.

Каждая эпоха имеет своё какое-то наиболее значимое искусство: в настоящее время это кино, с конца XIX века и до середины XX такую роль играла литература, а в годы жизни Иоганна Себастьяна Баха культура европейцев была неразрывна с музыкой. Люди слушали и в домашнем музицировании исполняли произведения, которые в наши дни популярны только в среде эстетов и духовной аристократии. Это духовное хоровое пение, органные композиции, сочинения для клавира, скрипки, виолончели, флейты, и др. Поэтому не стоит думать, что Бах изначально творил для особых личностей с утончёнными вкусами – парадоксально, но он писал музыку для народа. Более того, она была вполне доступной для самых простых людей.

Творческое наследие Баха многогранно: он писал для органа, фортепиано, для скрипки (среди них – знаменитая Чакона), флейты, виолончели с сопровождением фортепиано, концерты для фортепиано с оркестром, а также для двух фортепиано, концерты и сюиты для струнных и духовых инструментов и т.д. Его сочинения максимально продвигали и развивали возможности инструментов, для которых создавалась эта музыка.

Почётное место в музыкальной жизни не только Германии занимают его духовные кантаты на евангельские тексты, которые он писал для всех воскресных и праздничных дней (в количестве пяти полных годовых циклов). «Страсти по Матфею» и си-минорная месса венчают творчество Иоганна Себастьяна Баха. В них он предстал как совершеннейший мастер, как художник, который в творениях бесконечной красоты и величия обобщил весь свой богатейший композиторский опыт.

Старейший преподаватель колледжа Р.Н. Камалеева «провела» слушателей по творческому пути И.С. Баха, сопровождая рассказ иллюстрациями на экране значимых для его биографии городов, соборов, дворцов, портретов дорогих для него людей и репродукциями картин великих мастеров: Л. да Винчи, С. Боттичелли, Я. Вермейера, И.Э. Ренча, Э. Розенталя и др. В лекции-концерте прозвучали прелюдии и фуги Ре-мажор и си-минор из II тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении студенток-выпускниц фортепианного отделения Светланы Матвеевой и Екатерины Соломатовой, две арии Soprano из кантаты № 21 и оратории «Магнификат» в исполнении преподавателя МГКИиК Ольги Красноярцевой (концертмейстер – Галина Курдина). Финал (Scherzо) оркестровой сюита № 2 си-минор, популярную виртуозную «Шутку», исполнила на флейте Ева Гордеева (концертмейстер Елена Соколова). В настоящее время полифонические произведения И.С. Баха (как и других композиторов эпохи барокко) для органа с успехом играют баянисты-исполнители, что и продемонстрировал Александр Комлев, выпускник отделения «Инструменты народного оркестра», исполнив органную фугу ля-минор. Менуэт из «Тетради Анны Магдалены» исполнила Мария Соловьёва, ученица 3 класса школы-практики. Завершением концерта была ария из оркестровой сюиты № 3 Ре-мажор в исполнении академического хора МГКИиК под руководством Сергея Чуканова, (концертмейстер Ольга Кочурова).

Образное содержание музыки Баха безгранично в своей широте. Его искусство вмещает и глубокую скорбь, и простодушный юмор, и острейший драматизм, и философское размышление. В своей музыке он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни – о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти. Эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был глубоко верующим человеком, прекрасно знающим Священное Писание. «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены...» (И. С. Бах).

Бах – гений, творчество которого изменило историю музыкального искусства.

Р.Н. Камалеева

Вернуться к списку >