12 апреля 2019 г.

Волшебные струны

«Какая прелесть эти балалайки!
Как это хорошо, как художественно и стильно!
Какой чудный, прозрачный звук!»
П.И. Чайковский

4 апреля в Большом зале Миасского государственного колледжа искусства и культуры состоялось особенное событие – выступление молодого дуэта «BALA-PIANO» в составе Лауреатов Всероссийских и Международных конкурсов Глеба Авдеева (балалайка) и Ирины Зверевой (фортепиано). Этот концерт состоялся при поддержке профессора Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, народного артиста, в прошлом – выпускника ДМШ № 2 г. Миасса, Шауката Сабировича Амирова как своеобразный подарок к 50-летнему юбилею нашего колледжа, с пожеланиями дальнейшего развития балалаечного искусства в стенах МГКИиК и ориентир для подрастающего поколения. 

Для начала представим участников дуэта. Глеб Авдеев первые шаги в обучении игре на балалайке сделал в четырехлетнем возрасте в классе своего отца Андрея Николаевича Авдеева. Глеб с детства отличался абсолютным слухом и прекрасным исполнительским даром, и неудивительно, что будущее он не мыслил вне музыки. Глеб продолжил свое обучение в Оренбургском музыкальном училище им. М. и Л. Ростроповичей, затем закончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского и аспирантуру при консерватории в классе Народного артиста, профессора Амирова Ш.С. В настоящее время Глеб Авдеев – солист Уральского государственного русского оркестра и, по признанию Шауката Сабировича, входит в пятёрку лучших балалаечников мира! Глеб – победитель пятидесяти Всероссийских и Международных конкурсов, в том числе: «Кубок Южного Урала», «Прикамье», «Евразия», Дельфийские игры России, конкурс им. М. Ф. Рожкова, конкурс имени М. А. Матренина и др. Глеб Авдеев имеет звание «лучший преподаватель художественного образования» г. Новый Уренгой, в котором руководил оркестром народных инструментов и преподавал в детской школе искусств имени Рахманинова. За несколько лет, проведённых на Севере, он успел оставить заметный след в творческой жизни газовой столицы. Благодаря ему у юных новоуренгойцев впервые появилась возможность обучаться игре на русском народном инструменте – балалайка.

Ирина Зверева, исполнитель партии фортепиано, – также Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, в настоящее время служит ассистентом-стажёром Уральской государственной консерватории, ведущим концертмейстером кафедры народных инструментов.

Если с Глебом Авдеевым мы встретились впервые, то, Ирину Звереву мы знаем по её прошлогоднему выступлению в нашем городе с Шаукатом Сабировичем Амировым. Уже тогда мы отметили её художественную индивидуальность и поняли, что Ирина – концертмейстер от Бога.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований: владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать единую с ним исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его помощником. Ирина Зверева – великолепный партнёр, надежный, чуткий друг. Как здесь не вспомнить высказывание одного из самых блистательных концертмейстеров второй половины XX века, Е.М. Шендеровича (партнёра по сцене многих звёзд, в т. ч., Е. Образцовой, Е. Нестеренко): "Солист – это парус, аккомпаниатор – руль; лишенная одного из этих компонентов, лодка потеряет ориентир и не причалит к желаемому берегу".

Этот замечательный дуэт показал насыщенную программу, представив практически все направления концертного репертуара балалаечников: обработки народных песен и мелодий, переложения классики и оригинальные произведения, написанные авторами именно для балалайки. Музыканты открыли концерт блестящим исполнением шедевра мировой классики – Концертной фантазии испанского скрипача и композитора Пабло Сарасате на темы из оперы «Кармен». В переложении для балалайки и фортепиано Е. Блинова, профессора Екатеринбургской и Киевской консерватории, произведение прочно вошло в концертный и учебный репертуар балалаечников. Очаровательная музыка «Итальянской польки» Сергея Васильевича Рахманинова (в переложении И. Яшкевича) с первых звуков пленит сердце слушателя, на каком бы инструменте она не звучала. 

В нашем зале прозвучала премьера созданного дуэтом “BALA-PIANO” переложения «Каприччио» для баяна ленинградского композитора Альбина Репникова – произведения динамичного, со свежими гармоническими красками, выразительной мелодической линией и ритмическим разнообразием. Именно стремление раскрыть полноту охвата диапазона инструмента, современный уровень исполнительства с расширившимися техническими возможностями балалайки подвигло Глеба Авдеева и Ирину Звереву создать это переложение.

Прозвучали в концерте две обработки популярных песен: русской народной «Выйду ль я на реченьку» в известной обработке Ольги Городовской и «Письмо матери» В. Липатова на стихи С. Есенина в обработке нашего талантливого земляка Евгения Быкова – профессора Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского.

Без авторских произведений Народного артиста России, профессор РАМ им. Гнесиных, автора многих произведений для домры Александра Цыганкова, пожалуй, не обходится ни один концерт исполнителей на струнных народных инструментах. В программе прозвучала I часть и финал "Концерта-симфонии для балалайки и симфонического оркестра". Произведение серьёзное, философское, программное. I часть имеет название: «Шабаш». В ней автор собрал множество самых негативных образов нашей действительности, нашего общества. постарался музыкой показать его отрицательные стороны: как тёмный мир агрессии, злобы и глупости окружает человека, когда он перестает задумываться о своей душе. Общий негативный строй музыки создает острый импульс к противодвижению, аккумулирует энергию протеста, развивающуюся в следующих частях («Святая Русь» и «Волшебный замок»). Финал носит название «Деревенский праздник». После мрачного периода, после поиска своей духовности и пережитых эмоций наступает время праздновать. Так даже современный репертуар показывает, насколько далеко остался образ балалайки как инструмента «для завалинки».

Концертной фантазией профессора Московской консерватории Игоря Фролова на темы из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» наши гости закончили выступление, доказав, что и в джазовой стилистике балалайка звучит свежо, дерзко и неожиданно.

Пожелаем талантливому дуэту новых творческих успехов, задумок и их воплощения! И не будем забывать, что 23 июня – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БАЛАЛАЙКИ

Р.Н. Камалеева

Вернуться к списку >