200 р.

Уральский и башкирский танцы

Автор: Е.Д. Морозова, О.А. Рочева

Категория: Учебное пособие

Издательство: Челябинская государственная академия культуры и искусств

Год: 2003

Страниц: 90

Тираж: 100

Аннотация: Это учебное пособие представляет не только профессиональный, но и познавательный интерес. В нем глубоко раскрывается история, содержание, развитие и особенности уральского и башкирского танца, описание их характерных движений, экзерсис у палки в характере этих танцев


Заказать

Введение

Русское народное танцевальное искусство многообразно. Народные танцы каждого края отражают неповторимые условия жизни и характер населяющих его людей. Уральскому народному творчеству характерны, прежде всего, обилие и разнообразие его истоков.
Освоение богатств Урала привлекало сюда множество людей из раз¬ных краев России. Бежали на Урал, спасаясь от феодального гнета, крестьяне из олонецких лесов, с берегов Вологды и Устюга. Скрываясь от рели¬гиозных гонений, пробирались староверы с далекого Керженца - кержаки. Богатые уральские горнопромышленники скупали в центральной PqccHH целые деревни крепостных и привозили на Урал. Семьями приезжали украинцы, селились в заводских поселках, Местное население составляли коми-пермяки, башкиры, татары, марийцы.
Вместе с беглецами, переселенцами, работными людьми пришли на Урал их песни и танцы - эти вековечные спутники народа.
Оригинальностью и большим разнообразием отличаются русские народные танцы Урала. В отдельных плясках, кадрилях, переплясах отчетливо видны элементы марийских, татарских, башкирских и других национальных танцев.
В свою очередь и русский танец также оказывал большое влияние на хореографическое искусство других национальностей. Особые условия жизни края, края железа и угля, заводов и шахт, порождали своеобразие манеры исполнения, оригинальное содержание плясок.

Содержание, тематика русских уральских танцев.

В работе над сценическим танцем на основе фольклора, необходимо изучать исторический и этнографический материал данной национальности. Впечатления, полученные от изучения литературы, изобразительного и музыкального искусства, фольклора, национального костюма, исторических портретов людей, - все это поможет хореографу создать обобщенный образ народа и конкретный образ героя той или иной местности.
Основой сюжета для создания сценического танца может быть обычай, обряд или национальная игра. В основу сюжета сценического номера может быть положено содержание народной песни. Танец может строиться и на основе бытовавшей пляски, но при этом хореографу необходимо сохранить самобытность фольклорного танца, его стилевые особенности.
Истоки уральского народного творчества лежат в старинных трудо¬вых обрядах и традициях, Как и в других областях России, народ на Урале песнями и танцами украшал свой быт, свою жизнь,
Большой популярностью на Урале пользовались уличные молодежные хороводы и плясовые песни в Троицу и Петров день. Но надо сказать, что празднование Троицы на Среднем Урале в середине XIX века - начале XX века отличалось от того варианта, который был известен русским Юж­ного Урала.
Крестьяне на Южном Урале праздновали Семик (четверг перед Трои­цей) традиционным девичьим хороводом «завивание венков». Парни в нем участия не принимали, так как день был будничным и они все работали в поле.
На Среднем Урале в Семик крестьяне не ходили в лес, не завивали венков, не пели песен и не водили хороводов. Развлечения и обряды, свя­занные с культом растительных сил, совершались в воскресный день Троицы и на следующей Троицкой неделе в заговенье перед началом Пет­ровского поста.
Троица осознавалась праздником, а Семик, как и родительская суббо­та - днем памяти умерших.
А.И. Лазарев в книге «Народное творчество Южного Урала»1 подроб­но описывает празднование Семика на Южном Урале. Хороводы, которые разыгрывались крестьянами, могут лечь в основу сценического варианта хореографических произведений.
В четверг перед Троицей девушки наряжались по-праздничному, по­ловина из них рядилась в мужские костюмы. Как уже сказано было выше, мужчины в празднике участия не принимали. Если день был пасмурным или дождливым, то девушки надевали шутовские костюмы, а лица мазали сажей. Нарядившись, шли по улице и пели песни. Придя в лес, затевали игры, хороводы. Игра «Выходила девушка в сырой бор» - символизирова­ла пробуждение природы от зимней спячки. Девушки встают в хоровод вокруг большой березы. На березу залезают три девушки: одна называется «Яры пчелы», вторая - «Белый горностай», третья - «Сизый орел». Чет­вертая девушка, по ходу песни, подходит к дереву и поджигает его.
Хоровод поет:
Выходила девушка в сырой бор
Выносила девушка жар в рукаве
Зажигала девушка бор-сосну
А на той сосенушке три угодья.
Первое угодье - «Яры пчелы»
Второе угодье - «Бел горностай»
А третье угодье - «Сизый орел»
Журят, бранят девушку Яры пчелы.
Журят, бранят девушку Бел горностай.
Журят, бранят девушку Сизый орел.
Затем поют девушки, сидящие на березе, а хор подхватывает:
Чтоб тебя девушка, сваты не сватали.
Чтоб тебя, девушка, поп не венчал.
Чтоб тебя, девушку, муж не любил.
Затем играется второй хоровод.
Береза представляет терем, а в нем сидит, скучает молодка. Ее муж уехал на войну. Хор поет:
Сидит, сидит молодушка в светелочке
Глядит молодушка на улочку
Как гуляет, веселятся девушки.
Загрустилась молодушка в светелочке.
Поет молодушка, хор подхватывает:
Отколь взялся удалой молодец,
Он подружек моих разгонял,
А веночек на березоньке мой развязал
И меня, девушку, в терем свой взял.
Сам уехал во далекие края,
Нету счастья с суженным дружком
Потеряла я красное девичье житье.

В сценическом варианте хоровода вся песня, как правило, не исполня­ется. Но номер будет ярче и богаче, если во время его исполнения прозву­чат несколько строк фольклорной хороводной песни. Петь могут сами ис­полнители хоровода.
Хореографу надо обратить внимание на манеру исполнения песен на Урале. Здесь очень ценится искусство «качать» песню - обогащать распев мелодическими украшениями. Иногда для этого певцы специально повто­ряют отдельные слова или расчленяют их, делая в самых неожиданных местах выразительные «придыхания».
Запевы старинных проголосных песен чаще всего исполняются здесь своеобразным говорком, где звук «о» сглаживается, приобретая мягкость.
Разыгрывается третий хоровод:
Под березой стоит девушка. По ходу песни в круг входит «парень». Он хочет жениться на девушке, но родители не отдают ее за него, он им не нравится.
На горе, на горочке дубочек стоит.
Он белу березоньку на горочку манит:
Ой, бела березонька, ты иди ко мне,
Будем жить, березонька вместе на горе
Рада б, я, березонька, пойти к тебе
Приросла я крепко ко сырой земле.
Выходить на улочку заказано мне.
Не могу я выйти без валеница,
На венчание не дают благословеница...

Вернуться к списку >